Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №108 им.Ю.В.Андропова г.Моздок год основания 1915
 
 
 

 Из воспоминаний выпускника школы 1988 года Эльмурзаева  Анаса Муртазовича

Школа №108 г.Моздока вскоре отметит свой 100-летний юбилей. Хочу рассказать о людях, добросовестно работавших многие годы в стенах этого учреждения, отдававших детям разных национальностей сердце, душу, любовь.

Родом я из с.Знаменского Чеченской Республики. В сентябре 1978 года  мать привезла меня в 1 класс. Новая среда и  незнакомые сверстники, весело и непринужденно говорившие на трудном  в то время русском языке, привели меня в смятение. После урока я убежал к железной дороге. Там прислонившись к дереву, горько плакал. Так началась моя школьная жизнь. Вместе с другими иногородними воспитанниками мы всю неделю жили в интернате, а по субботам после уроков уезжали к родителям.

В интернате нас вкусно кормили три раза в день добродушные повара. А после ужина дети собирались в коридоре на политбеседы, на которых разъяснялось, как важно любить Родину и быть её защитником.

Первой моей учительницей была обаятельная Ольга Михайловна Горохова. До сих пор вспоминаю эту заботливую и добрую женщину. Спасибо тебе, первый учитель, за ту незабываемую искру тепла в годы моего школьного становления.

Я благодарен судьбе за встречу с классной  руководительницей, дорогой мне учительницей русского языка и литературы Кветкиной Надеждой Ивановной. Она была для меня и моих одноклассников не только учителем, но и настоящим другом, мудрым наставником. Благодаря её урокам я навсегда влюбился в русский язык и литературу. Светлая память этому великому человеку труда.

С благодарностью вспоминаю директора школы Писковацкого Ивана Павловича. При встречах в первом классе он удивлял меня не только своим могучим ростом, строгой внешностью, но и по-отечески доброй манерой общения. Я встречался с ним у входа в школу. Склонившись ко мне, заглядывая в лицо, он всякий раз ласково спрашивал: «Как дела, малыш?» Я отвечал утвердительно, радуя и его, и себя.

Свой значимый вклад в формирование учащихся школы внесли также учителя физкультуры Марантиди Георгий Маркович и молодой в то время красавец Хабаев Марат Юрьевич. Мне кажется, авторитет Георгия Марковича был безграничным, его уважали даже самые отпетые сорванцы.

Марат Юрьевич после занятий вел в школе уроки вольной борьбы и олицетворял силу не только тела, но и  духа.

Хочется отметить педагогическую деятельность замечательных людей: супругов Цалоевых Марии Алексеевны и Бориса Петровича. Они были для нас, детей интерната, вторыми родителями, людьми, обладающими высоким чувством толерантности и человеколюбия. Все 10 лет моего пребывания в интернате с понедельника по субботу ровно в 7 часов утра мягкий голос Марии Алексеевны по-матерински будил меня и других детей. Она поочередно открывала двери комнат, желала «доброго утра», ласково называя заспавшихся «сонями». А после уроков мы допоздна засиживались с Борисом Петровичем, играя в шашки или катаясь вместе с ним по футбольному полю на его «Жигулях». Никого он не оставлял без внимания. Все годы школьной жизни были наполнены отеческой заботой Бориса Петровича и его семьи. Низкий им поклон за это.

В заключение я хочу выразить признательность и глубокое уважение ещё одному замечательному человеку, педагогу от Бога, лучшему учителю английского языка, моему дорогому другу – Дзадзиевой Ольге Михайловне. Она согревала души детей своим вниманием, заменяла родителей, возвращала ученикам надежду и давала уверенность в завтрашнем дне, проявляя лучшие человеческие и профессиональные качества в самых нестандартных ситуациях. От всей души говорю «спасибо» этой женщине за то, что она была и остается в моей жизни.

С глубоким уважением и благодарностью склоняю голову перед другими учителями школы-интерната №108 и считаю, что своими жизненными, профессиональными успехами я во многом обязан указанным людям, сыгравшим судьбоносную роль в моей жизни.

 

Из воспоминаний выпускника школы 1973 года Бабича Сергея Владимировича

Моей первой учительницей была Орлова Валентина Мефодьевна. Фронтовичка, пережившая все ужасы войны, она была на редкость мягкой, душевной женщиной. Я бы сравнил ее с любящей бабушкой. Хотя она и умела быть строгой. Но справедливой.

Черезова Елена Георгиевна была очень интеллигентной и старалась привить интеллигентность и нам. Думаю, что это ей удалось. Она преподавала русский язык и литературу, прекрасно знала свой предмет. Меня, к примеру, она сделала книголюбом. Она так могла рассказать о какой-нибудь книге русского классика, которая, на наш тогда взгляд, явно проигрывала книгам о войне, о разных приключениях, что не мог удержаться, чтобы не прочитать ее. И даже оценить. К примеру, у нас в классе была весьма популярной игра в Дубровского. К слову сказать, я не помню, чтобы она когда-нибудь кричала на нас. Хотя поводов для этого мы преподносили предостаточно.

Шатная Людмила Алексеевна. Нам нравилось, что она разговаривала с нами как со взрослыми. Поручала нам самим разобраться и принять решение по нашим классным вопросам. И чем мы были очень довольны – никогда не навязывала нам свое мнение. Которое, правда, всегда высказывала. Мы радовались, когда наше мнение совпадало с ее мнением. Но иногда дух противоречия заставлял нас идти вопреки ее мнению. Но это было вначале. Она была старше и мудрее нас. И правильность ее мнения со временем подтверждалось. И мы ценили это. Иногда нам казалось, что наши классные руководители нас чрезмерно опекают. Они обязательно приходили на школьные вечера, хотя мы в старших классах уже начали стесняться при учителях  приглашать наших девчат на танец. Потом привыкли. Сколько походов в лес, на Терек, на предприятия города, в музей они с нами провели! Сами не замечая того, мы сдружились. И дружим до сих пор.  Все годы после школы я знаю, что если мне понадобится помощь, то ни один из моих одноклассников мне не откажет. Так же как и я им. С любовь помню всех наших учителей. Многих, к сожалению, уже нет в живых.