Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №108 им.Ю.В.Андропова г.Моздок год основания 1915
 
 
 

К 100 - летию со дня рождения Кубатиева В.Г., директора  СОШ №108 г.Моздока

Человек жив до той поры, пока кто-то хранит память о нем. Память о Владимире Георгиевиче Кубатиеве бережно хранит школа №108, которой он отдал 29 лет жизни, а также те, кому посчастливилось работать под его руководством, кто общался с ним, кому он стал наставником, другом, примером в жизни.

Владимир Георгиевич Кубатиев родился 15 апреля 1914 года. После окончания Владикавказского педагогического института он два года преподавал историю в одном из горных осетинских сел, затем приехал в Моздок и остался в нем навсегда. В 1945 году, вернувшись с войны, возглавил железнодорожную школу. Начало его деятельности было непростым. Классы переполнены, кабинеты не оборудованы, много «трудных» детей, педагогических кадров не хватает. Много усилий потребовалось приложить молодому директору, чтобы коллектив за короткое время стал дружным и работоспособным.

Владимир Георгиевич был великим тружеником и чрезвычайно ответственным человеком, самоотверженно относящимся к своему делу. Ему удалось привлечь внимание различных общественных организаций к школьным проблемам. В результате его кипучей деятельности появится в школе и пристройка из 8 классных комнат, и спортивный зал, и баскетбольная, волейбольная площадки, и слесарная, столярная мастерские, и гараж. В самые трудные времена становления он заряжал энергией весь коллектив на создание школы-мечты, в которой будут расцветать разносторонние таланты, где дети будут побеждать на региональных и всероссийских олимпиадах и конференциях, блистать на соревнованиях самого высокого уровня. Так и случилось. Много лет подряд ученики железнодорожной школы будут победителями, призерами республиканских соревнований по пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки, легкой атлетике, баскетболу. А их технические достижения станут известными не только в республике, но и в Москве, и даже в Париже.

Школа для Владимира Георгиевича была не только главным делом жизни, но и поистине родным домом. Долгое время семья Кубатиевых – Владимира и Александры – жила в небольшой комнате, выделенной им в школьном здании. В крошечной кухне, отгороженной от коридора занавеской, собственно и располагался вначале директорский кабинет. Сюда можно было просто зайти, чтобы рассказать о своих проблемах, неудачах, попросить совета в трудной ситуации. Всё пространство кухни занимал огромный, собственноручно сколоченный директором стол. За ним собирались учителя: кто-то проверял тетради, кто-то писал конспекты, делал наглядные пособия. А потом, отложив дела, пили чай, разговаривали, слушали пение Владимира Георгиевича (у него был отличный голос). Директор умел радоваться жизни, искусно шутил.

Владимир Георгиевич был действительно талантливым руководителем. Атмосфера добра, понимания, взаимоуважения, царившая в школе, создавалась именно им. Он умел чувствовать и понимать людей, всегда старался поддержать и ободрить, увидеть то хорошее, что им присуще, похвалить за достигнутые успехи. Он вовсе не потакал слабостям и недостаткам коллег и как администратор мог быть волевым, жестким и требовательным. Но никто не сомневался в его высоком профессионализме и эрудиции, с которыми счастливо сочетались справедливость и отзывчивость.

Владимира Георгиевича любили и уважали ученики: за его искренность и честность по отношению к ним. Он никогда не повышал голоса, никогда не вел долгих нравоучительных бесед, а искренне, простыми и понятными словами выражал свое отношение к неподобающим поступкам, при этом не оскорбляя и не унижая детей. Необычайная деликатность, интеллигентность – основные черты Владимира Георгиевича. «Князь!» - шептали ученики, встречая его в коридорах.

Владимир Георгиевич не заработал званий и наград, но с честью прошел выбранный путь, став наставником и властителем юных сердец и душ. Он был заботливым отцом, надежным и любящим мужем, верным другом и добрым соратником. Высшей наградой директору стали искренняя любовь и светлая память в сердцах знавших его людей.

Дочь Владимира Георгиевича работает в СОШ № 108 учителем технологии уже многие годы.

 

Писковацкий Иван Павлович

В 2015 году школа №108 отмечает свой 100 – летний юбилей. Знаменательная дата, которой по праву можно гордиться. Школа славится, в первую очередь, своими выпускниками, и среди них немало выдающихся специалистов во многих областях науки и искусства. И в этом - заслуга учителей, грамотных, талантливых педагогов.

Вспоминая тех, кто поднимал школу, кто честно служил ей, нельзя не сказать о Писковацком Иване Павловиче, который возглавлял школу с 1974 по 1981 годы.

Родился он 25 декабря 1935 года в казачьей станице Галюгаевская Ставропольского края. Дети того времени прошли нелёгкую дорогу взросления: голод, тяжёлый физический труд, ожидания вестей с фронта. Только после войны в десятилетнем возрасте пошел Иван в 1 класс. На всю жизнь запомнилась первая учительница Раиса Ивановна, которая видела в нём будущего художника: очень ей нравилось, как он рисовал хаты, крытые соломой, а завитые колечки, идущие из труб, они пририсовывали вместе.

По окончании школы - четыре года службы был военным моряком. Романтика безбрежных морских просторов, чувство патриотизма, верные друзья. После демобилизации судьба занесла Ивана Павловича в город Моздок. Здесь он работал токарем на заводе, учился заочно на историческом факультете Северо-Осетинского государственного университета. Здесь же в 1967 году началась его педагогическая деятельность, которая на несколько лет прервалась работой в горкоме партии. Приобретая хороший опыт работы на руководящей должности, Иван Павлович в 1974 году стал директором железнодорожной школы №108 города Моздока.

Будучи руководителем школы, Иван Павлович огромное значение придавал не только обучению подрастающего поколения, но и воспитанию, формированию активной жизненной позиции, целеустремлённости. Согласно этим принципам и убеждениям строился воспитательный процесс в школе. И.П. очень ценил детскую инициативность, всегда поддерживал начинания школьников, и поэтому достаточно высоко было развито самоуправление учащихся, что позволяло формировать чувство коллективизма в сочетании с индивидуальностью каждого ребёнка. Окончательные решения, касающиеся жизни школы, он принимал только после разговора со старшеклассниками.

Много внимания Писковацкий И.П. уделял патриотическому воспитанию школьников, движению «Никто не забыт, ничто не забыто». Итогом этой работы стал памятник «Учителям и ученикам школы, павшим в годы Великой отечественной войны» на террттории школы, над изготовлением которого лично работал с Марантиди Г.М., учителем физкультуры. Традиционными в эти годы стали походы учителей во главе с Писковацким И.П. и старшеклассников по Местам Боевой Славы. Ночные костры, военные песни под гитару, солдатский кулеш, споры, мечты и задушевные беседы – всё это многие из выпускников вспоминают до сих пор. Патриотизм - это не только уважение к героическому прошлому нашей Родины, не только дань павшим героям, это ещё и готовность всегда стать защитником своей страны, своего государства. А для этого надо обладать многим, надо быть готовым ко всему. Большое внимание Писковацкий И.П. уделял урокам начальной военной подготовки, а доверил эту ответственную работу Максимову Н.Я., который стал ещё и руководителем школьной стрелковой секции. Военкомат помог школе прибрести соответствующее оснащение. Стрелковая команда школы не раз была лидером в районных и республиканских соревнованиях в этом виде спорта.

Иван Павлович проводил уроки, превращая обычное занятие в живое общение с учениками. Как историк, он очень любил курс Древней истории, поэтому умел увлечь пятиклассников и повести за собой в загадочный мир Древней Греции и Египта, в мир фараонов и египетских пирамид. А изучение периода истории России с 1900 по 1945 годы считал особенно важным для формирования активной жизненной позиции и гражданственности старшеклассников.

При Иване Павловиче школа была радиофицирована. Он добился того, чтобы в школе был свой радиоузел, и это позволяло оперативно информировать ученический коллектив о событиях школьной жизни. Активно работала своя радиогазета, над созданием и выпуском которой работали сами учащиеся.

Понимая, что стране нужны квалифицированные инженеры и техники, Писковацкий И.П., как мудрый и прозорливый наставник, много внимания уделял профориентационной подготовке учащихся. Немало сил и стараний было приложено, чтобы был создан автокласс. Писковацкий И.П. лично обратился к сотрудникам КГБ с просьбой помочь в создании такого класса, и школа получила 2 автомобиля ГАЗ – 53, что позволило старшеклассникам учиться вождению автомобиля и получать водительские права. И.П. был убеждён в том, что без трудового воспитания, воспитания уважительного отношения к труду, невозможно сформировать личность человека. Мечтая создать при школе своё производство, Иван Павлович отправляется в центр В. Сухомлинского, где он на практике познакомится с детскими трудовыми коллективами. Результатом такой поездки и стало создание при школе завода, который был разбит на цеха, в нём были свои конструкторы и механики. А руководителем школьного производства стал его соратник, учитель трудового воспитания Цалоев Борис Петрович. Завод был оснащён всем необходимым оборудованием, и ребята трудились над созданием макетов поездов различных видов и типов, от первых на Северном Кавказе до современных локомотивов. Свои работы юные инженеры и механики не раз представляли на многих выставках, в том числе и в Москве, где получали дипломы и призы, а 1992 году заняли 1 место в конкурсе по трассовому железнодорожному моделированию. В музее школы до сих пор бережно хранятся копии грамот и дипломов от Министерства Образования и Министерства Транспорта Советского Союза, фотографии счастливых, улыбающихся ребят, держащих в руках ценные призы: именные часы, грамоты, дипломы. Особенно почётными были поездки в Ростовский лагерь детей железнодорожников, где наши ребята назначались инструкторами по производственным технологиям. Желающих попробовать свои силы и умения на заводе было немало, но особенно Писковацкий И.П. к работе на заводе привлекал «трудных» детей, детей из «неблагополучных» семей. И нужно сказать, что количество подростков, стоявших на учёте в детской комнате милиции, резко сократилось. А главное, сделав самый важный выбор своей жизни – выбор профессии, многие выпускники школы стали впоследствии инженерами и железнодорожниками, некоторые из них возглавляют крупные узловые станции в стране.

Учащиеся школы активно принимали участие в сборе металлолома, макулатуры, была налажена тесная связь с колхозами, куда ребята выезжали на сбор урожая, а заработанные деньги перечислялись на счёт школы. Именно при Писковацком И.П. в школе появились первые для школы телевизоры, магнитофоны, микрофоны. Заработанные средства стали ещё и элементом поощрения школьников, ведь сколько поездок было совершено ребятами по городам бывшего Советского Союза! Иван Павлович был всегда среди детей, был примером во всех трудовых начинаниях: на субботниках, в работе школьной бригады по ремонту школы. Он лично белил, штукатурил, плотничал, вешал стенды, помогал оформлять школьный музей. Он воспитывал, прежде всего, своим личным примером, требовательностью по отношению к самому себе, своей честностью и принципиальностью, своим умением видеть в каждом человеке только хорошее, своей чуткостью и отзывчивостью.

Заслугой Ивана Павловича является и новая пристройка к школе, о строительстве которой начал ходатайствовать именно он в далекие семидесятые, а первые ученики смогли сесть за парты в новых классах лишь в 1998 году.

Как опытный руководитель и директор, Писковацкий Иван Павлович был очень внимателен к работе учителей. Вместе со своим заместителем Степаненко В.С. им была разработана система оценки работы каждого преподавателя школы, при этом он был не только последователен в своих решениях, требователен к дисциплине, но и чувствителен к каждому. К нему многие обращались за помощью, зная, что Иван Павлович всегда выслушает, поймёт и поможет.

Он учил жить, работать, учил людей быть людьми. Он был по – настоящему талантлив и своим талантом БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ щедро делился со всеми.